Иосиф Неман, авиаконструктор СССР, преподаватель Авиационного института в Харькове (сегодня — Национального аэрокосмического университета имени Жуковского). Конструктор первого в России и в Европе аэроплана ХАИ с убирающимися шасси. Осужден в 1938 году по статье «Вредительство», освобожден в 1941 году, реабилитирован в 1955 году, через три года после смерти. 

Человек, в котором сочетались качества «блистательного теоретика-ученого и смелого инженера-практика» (А. Туполев)

Биография

И. Г. Неман
Иосиф Неман

Родился в 1903 году в семье столяра Гирша (Григория) Немана и швеи Шоши Неман в городе Белосток. До 17 лет учился в гимназии. Добровольцем вступил в Красную Армию, где исполнял обязанности политработника. В 1922 году демобилизован и начинает учебу в Харьковском авиационном институте, в честь которого будет назван его знаменитый аэроплан. Начиная с 1926 и по 1930 годы работает на Харьковском авиазаводе, пройдя путь от рядового копировщика до заместителя главного конструктора.

В 1930 году переходит в Харьковский авиаинститут, где возглавляет кафедру конструкции и проектирования самолетов. Под его руководством осуществляется строительство новаторского пассажирского аэроплана ХАИ с скоростью более 300 километров в час, а также модификаций самолетов ХАИ военного назначения. За создание пассажирского ХАИ конструктор награжден орденом Красной Звезды.

С 1936 по 1938 годы — главный конструктор авиазавода, под его руководством создано 10 моделей машин гражданского и оборонного назначения.

После неудачных испытаний бомбардировщика Р-10 уволен и осужден за вредительство, летом 1941 года освобожден досрочно.

В годы Великой Отечественной войны работает в должностях конструктора в Омске, Казани, с 1944 года — в освобожденном Харькове в своей прежней должности.

В послевоенные годы курирует создание легких спортивных машин (проект не реализован).

Скончался от лейкемии, похоронен в Харькове.

Достижения

Создание уникального самолета ХАИ-1, который эксплуатировался до 1940 года и стал основой линейки как «гражданских», так и военных аэропланов. Скорость крылатых машин ХАИ, находившихся на вооружении Красной Армии, вдвое превышала скорость их аналогов.

Конструирование первого образца скоростного пассажирского самолета с убирающимися в полете шасси.

Сторонник бригадного метода, успешно применявшегося при проектировании легких скоростных аэропланов в СССР и позволявшего выращивать из вчерашних студентов опытных инженеров в кратчайшие сроки.

Воспитал плеяду советских конструкторов, занимавшихся проектированием спортивно-пилотажных легких самолетов.

Отзывы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий: