Франческо Моска – итальянский инженер-авиамеханик, несколько лет проработавший в России. Родился в городе Риети в 1887 году.
Биография Моска
В 1912 двое русских авиаторов уговорили авиамеханика Франческо Моска переехать в Россию. Италия на тот момент была страной с интенсивно развивающимся самолетостроением, а Моска был авторитетным знатоком передовых технологий.
Приехав в Россию, итальянец устроился на завод «Дукс» и совместно с русскими инженерами Лерхе и Янковским создает проект аэроплана ЛЯМ, названного по именам создателей.
На заводе производились копии зарубежных летательных аппаратов. С приходом итальянского механика работа пошла веселее:
- были разработаны модели для ежегодного конкурса военных самолетов
- созданы проекты аэропланов, названные в честь владельца завода.
Но дебют оказался неудачным. Самолеты, представленные на конкурсе, потерпели поражение. Это привело к разрыву с Дуксом. Моска перешел работать в мастерскую А. Безобразова и занялся проектированием триплана, который был успешно поднят в воздух.
С началом Первой Мировой войны А. Безобразов ушел воевать, оставив Моску во главе мастерской. Пребывание итальянца на посту принесло прибыль – был выполнен правительственный заказ на 75 аэропланов «Фарман IV». Вдохновленный, Франческо перешел к разработке собственных проектов.
Первым появился самолет собственной конструкции, который использовался на фронте как разведчик.
За ним появился истребитель – компактный, со складными крыльями и оперением, который получил высокие оценки военных. Был подписан контракт на выпуск 125 самолетов, но начавшаяся революция остановила производство. Построили только 25 аэропланов, после чего работа прекратилась.
Потеряв надежду на нормализацию обстановки и восстановление порядка, Франческо в конце 17 года вернулся в Италию, а производственная база авиамастерской впоследствии была использована для выпуска учебных аэропланов Пороховщикова.
Умер в 1980 году.
Также читайте биография Бориса Луцкого