Николай Густавович Михельсон — один из крупнейших советских специалистов в сфере авиастроения. Родился в Белостоке (современная Польша) в 1894 году. Умер в Ленинграде, в 1938-м. Внес неоценимый вклад в разработку гидросамолетов царской эпохи.
Биография
О детских и школьных годах авиаконструктора ничего не известно. В 1912 году числился чертежником на авиастроительном предприятии «Гамаюн», расположенном в Петербурге. В том же году Михельсон стал главным помощником Дмитрия Григоровича, технического директора завода.
После революции чертежник переехал в Красноярск, где произошла судьбоносная встреча с Михаилом Шишмарёвым — еще одним талантливым проектировщиком Григоровича. В 1920 году коллеги перебираются в Таганрог, чтобы трудоустроиться на авиазавод «Лебедь». Чуть позже команда Михельсона, Шишмарёва и Корвина-Кербера приступает к работе над легендарной «Рыбкой» — одноместным морским истребителем.
Работа над «Рыбкой» была начата в Таганроге, а завершена в Петрограде, в 1922 году. Вот только поднять опытный образец в воздух разработчики так и не смогли. С задачей удалось справиться лишь после того, как самолет поставили на шасси.
До 1925 г. Михельсон работал на петроградском заводе «Красный летчик» под началом Дмитрия Григоровича. В конце 1920-х начались массовые аресты чертежников ОМОС. Сначала был задержан Григорович, а затем, в 1929 году, и сам Михельсон. Бригада конструкторов превратилась в «шарагу» вредителей. Истребитель И-5 был спроектирован бывшими членами ОМОС в заключении. После досрочного освобождения Михельсон возвращается на «Красный летчик» (авиазавод № 23). В этот период создаются:
- гидросамолет РВ-23;
- тренировочные машины У-3 и У-4;
- амфибии серии МУ;
- торпедоносец МП.
1937 год ознаменовался повторным арестом. Прокуратура СССР приговорила авиаконструктора к Высшей мере. В 1938 году Николая Густавовича расстреляли. Репрессированный инженер похоронен на «Левашовской пустоши» — специальном кладбище НКВД в Ленинграде.
Достижения
В период Первой Мировой войны Михельсон участвовал в проектировании летающих лодок серии «М» (5, 9 и 11 модели). Еще одно важное достижение — адаптация отечественного истребителя под моторы серии «Испано-Сюиза». Речь идет о модели «Рыбка», создание которой началось в 1920-х годах в Таганроге. Мехельсон участвовал в проектировании следующих самолетов:
- пассажирские модели СУВП;
- МУР-1 (учебные разведчики);
- И-2 бис;
- И-Z (пушечный истребитель);
- ТБ-5 (стратегический бомбардировщик)
Гидросамолеты до конца жизни были главной страстью изобретателя. Весьма перспективными в 1930-е годы считались разработки МУ-4, 5 и 6. Испытания техники проводились в Севастополе, в результате МУ-4 продемонстрировал впечатляющие результаты. Также Михельсон создал гидросамолет МП — легкий торпедоносец, за транспортировку которого отвечал бомбардировщик ТБ-3.
Полное вооружение утяжеляло конструкцию настолько, что МП не мог взлететь самостоятельно. От носителя торпедоносец отсоединялся уже в воздухе, после чего запускал торпеду и поражал потенциального противника. Затем аппарат должен был самостоятельно приводниться.
Большую часть проектов авиаконструктор не смог завершить при жизни. Наследием Михельсона занялись Виктор Корвин-Кербер и В. Никитин. По приказу НКВД все эти разработки были заморожены.
Также читайте биография Артема Микояна