Может ли каждый человек стать большим ученым? Сейчас так много доступной информации, что достаточно руку протянуть и взять ее. Не отсутствие ли такой возможности заставляло великие умы прошлого совершать немыслимые открытия?
Биография
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангелогородской губернии. С ранних лет питал интерес к природе и науке. Жизнь открывалась Ломоносову не из рассказов учителей, а из реальных наблюдений: с девяти лет он плавал с отцом рыбачил, помогал ему в работе. В подобных и других мероприятиях Михаила завораживала природа севера (он рос в Архангельской области): северные сияния, тепло и холод, лед и т.п.
Не желая ограничиваться начальным образованием, жениться по настоянию отца и терпеть постоянные ссоры со второй мачехой (третьей женой его отца), Михаил Ломоносов принимает решение уйти в Москву и посвятить жизнь наукам. Поэтому ночью, в возрасте 19 лет, будущий ученый сбегает из дома, и с рыбным обозом едет в Москву.
В начале 1731 года он поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, подделав свой паспорт и присвоив себе дворянские корни. Несмотря на насмешки более юных своих одноклассников, он прилежно учится и вскоре заслуживает уважение преподавателей. Просиживая долгие часы в библиотеках, Михаил постигает богословские, философские произведения.
В 1734 году Ломоносов решает не ограничиваться в образовании и отправляется в Киев, где поступает в Киево-Могилянскую академию. Не обнаружив в академии трудов по физике и математике, он занялся изучением произведений святых отцов. Желание изучать науку будучи священником сменилось после того, как он был зачислен в Академию наук, а затем — в заграничный университет.
Достижения
Желая обобщить достижения Ломоносова, исследователи присвоили ему звание «универсального человека» за его успехи в различных областях, а именно:
- молекулярно-кинетическая теория тепла, изучающая строение веществ (преимущественно газов) — одно из начал термодинамики;
- составленные труды для изучения химии, которые ближе всего «подошли» к современным понятиям 21 века;
- описание основных положений науки о стекле;
- рассмотрение мореплавания как науки;
- открытие атмосферы у Венеры.
А также:
- изобретение приборов для экспериментов и географических, астрономических и физических измерений;
- создание произведений по истории, изобразительному искусству, литературе, поэзии, экономике;
- способствование продвижению естествознания на родине;
- преподавательскую деятельность в Академии наук.
Михаил Юрьевич Ломоносов — яркий пример того, что тягу к знаниям и открытиям не могут остановить ни бедность, ни заурядная наследственность, ни ограниченность в ресурсах.
Также читайте биография Юрия Кондратюка